|
История художественной ковки насчитывает по меньшей мере девять столетий. В 17-18 веках получила широкое распространение: оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными кованными оградами, воротами. Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесла. В 20-м веке на смену декоративному кованому металлу пришли сварные конструкции и художественная стала упрощаться.
В 21-м веке интерес к кованым изделиям переживает новый подъем. 2-3 года назад художественная прочно вошла в моду. Немало способствовали этому глянцевые журналы, посвященные интерьерным решениям и соответствующие телепрограммы. К нам постепенно приходит европейская стилистика оформления улиц и домов, как изнутри, так и снаружи, где кованые изделия используются в большом количестве.
На рынке художественной ковки, как и на любом другом рынке, связанном с производством, организующимся с минимальными вложениями, работает большое количество мелких фирм. «Гаражные» производители особенно не мешают крупным компаниям, поскольку активизируются в основном в строительный сезон и чаще всего удовлетворяют потребности мелких и не слишком платежеспособных заказчиков. Около 60% всех заказов выполняют довольно крупные компании, остальная часть рынка приходится как раз на небольших производителей.
распространилась практически во все направления оформления построек. Компании, работающие на рынке, предлагают как наружный, так и внутренний дизайн. «Наружка» это как раз оконные решетки, скамейки, заборы, ворота, ограждения, столбы. Внутрь дома проникает в виде банкеток, столов, каминных решеток и каминных принадлежностей, оригинальных лестниц, кроватей. Существует еще одно направление – декоративно-прикладное. В заказах компаний около 70% занимают именно изделия наружной ковки, и лишь 30% - интерьерная . Интересно, что спрос на виды кованых изделий имеет зависимость от возраста заказчика. Интерьерные и декоративные кованые вещи покупают 20-30-летние клиенты, те, кому ближе к 40, в основном ограничиваются традиционными решетками, заборами, ограждениями.
Сегмент наружной ковки занят довольно плотно, решетки и заборы можно найти в каталогах практически всех компаний, имеющих кузнечный цех.
Производство кованых изделий получило широкое распространение благодаря безусловной выгодности и перспективности. Организовать производство можно, располагая относительно небольшими средствами. Вложив около 1,5 млн. рублей в оборудование и металл, которого хватит на месяц работы, можно начинать ковать деньги. Для начала, пока заказов не слишком много, хватит минимума оборудования: пары сварочных столов по 15-17 тысяч рублей каждый, специальный станок ценой в 280-300 тысяч рублей, кузнечный молот и еще масса всевозможных приспособлений. Тот же набор, но импортного производства встанет раза в 4 дороже.
Цены на отдельные виды профессионального оборудования сильно отличатся по рынку. Кузнечный молот можно приобрести за 100 тысяч рублей, а можно потратиться на тот, который будет стоить 1 млн. рублей. Плюс кузнечного оборудования в том, что его можно покупать и бывшее в употреблении, такая техника ломается редко и, как правило, служит довольно долго. Дополнительным стимулом для формирования кластера может стать производство оборудования для ковки. Сварочные столы, на которых собираются крупные кованые изделия. Цена зависит от ширины и толщины листа стали. Стоимость металла сейчас на рынке уравновешена и составляет примерно 20 тысяч рублей за тонну, расход его при ковке незначительный.
Сырьевая составляющая занимает скромное место в общей стоимости заказа, некоторые игроки называют цифру около 10%, некоторые – 15-20%, в зависимости от вида сырья. Тем не менее наличие близкой сырьевой базы делает поставки сырья удобными и краткосрочными.
Производство кованых изделий практически безотходное. Основа стоимости готового кованого изделия – работа и заложенный процент окупаемости оборудования: чем дороже оно куплено, тем дороже изделие. Высокая добавленная стоимость производства при относительно невысоких вложениях создает выгодные экономические предпосылки для развития отрасли.
Казалось бы, ничего не мешает художественной ковке развиваться более масштабно, чем это происходит сейчас. Но есть несколько моментов, которые мешают этому бизнесу развернуться. Во-первых, ярко выраженная сезонность, которая особенно мешает мелким компаниям и тем, кто занимается различного рода ограждениями. Рынок оживает в середине весны с началом строительного сезона и практически замирает с первым устойчивым снегом. С декабря по март-апрель продолжают работать только компании, занимающиеся другими изделиями из металла, внутренней ковкой. Практически нет сезонности для мебельной ковки. Зима – период, когда салоны заполняются коваными кроватями, столиками, стульями. В этот же период ковщики разрабатывают новые идеи, занимаются изготовлением образцов для салонов, выставок.
Необходимость организовывать и поддерживать спрос продиктована некоторой его ограниченностью, и это еще одна палка в колеса ковочному бизнесу. Цена до сих пор является для многих заказчиков тормозящим фактором. Из-за этого, кстати, несмотря на явно превышающее спрос предложение, особенно в эксклюзивной ковке, в готовых изделиях реального разнообразия мало. Все идеи чаще всего остаются на бумаге. Сначала клиенты хотят оригинального решения, но потом, когда узнают, сколько это стоит, упрощают будущее изделие или приносят фотографию, журнал с просьбой «сделать так же». Стандартное решение может отличаться от эксклюзива и в 3, и в 4, и в 10 раз. Определенный барьер восприятия стоимости существует – с этим соглашаются все игроки рынка.
Пока популярность частного строительства, рост площадей, отведенных под дачные поселки, востребованность европейских традиций быта, дизайна, декора говорят в пользу того, что впереди у художественной ковки еще несколько лет развития, причем довольно успешного. Если только нас не ожидают какие-нибудь экономические потрясения. И формирование кластера ковщиков может оформиться окончательно, выведя это производство в число наиболее эффективных и конкурентоспособных отраслей региональной экономики.
|
|
|